Словосочетание «сектомания» впервые ввел профессор Ф.В. Кондратьев из московского Государственного Научного Центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, чтобы показать сходство между наркоманией и «сектоманией».

Если рассматривать более подробно, то «мания» означает крайнее, болезненное пристрастие к чему-либо, сосредоточение всех представлений и чувств человека на чем-то одном. Известно, что наркотики бывают разные (спайсы, героин, соли и т.д.), так и секты бывают разные, в основном – это религиозные, нетрадиционной веры. В основе же «манийности» и в том и в другом случае лежит «синдром зависимости».

В результате психотропного или психологического воздействия на человека, от чего он вначале получает определенное облегчение, а потом незаметно для себя привыкает и оказывается во власти постоянной потребности в этом воздействии, возникает синдром зависимости, человек уже не может чувствовать себя комфортно, свободно и самостоятельно без этого воздействия.

О том, каким образом секты действуют на психику человека и впоследствии манипулируют его сознанием, рассказал клинический психолог «Службы социальной помощи 911» Кирилл Носик:

«Внутри секты члены подобного сообщества однозначно проводят дезадаптацию. У них там абсолютно свои устои, которые не соответствуют социуму, реальному миру–это вечное братство, помощь и т.д. То есть члены секты все факторы фрустрирующие, стрессовые, которые поступают из социума, в рамках секты убирают абсолютно, помещая человека в «идеальные», искусственно созданные безопасные условия.Там развита очень сильная система наставничества, и получается так, что когда человек возвращается в социум, у него развивается социальная беспомощность, он будет сталкиваться с тем, что ему грубят, его не все любят, братства нет.

В итоге у человека сразу начинает все ассоциироваться с тем, что социум весь такой негативный: «Меня здесь никто не понимает, они же еще и не ходят на проповеди, не приближаются к Богу». При том в рамках секты человек слышит: «А вот мы являемся частью праведного пути, а они все там в миру - «заблудшие». И у человека в голове создается поляризация общества, разделение. Но ведь не бывает идеального общества и у каждого человека понятие реальности оно такое, скажем так, субъективное. Это один из видов инструментов манипулирования.

К тому же есть такое понятие, как аддиктивная ось - ось зависимости. Почему, например, алкоголики легко переключаются на наркотики, на азартные игры? Потому что эту аддиктивную ось, которая появляется обычно после травмы психологической, можно «забивать» чем угодно. И что делают религиозные центры, они не лечат от зависимости, они берут и заменяют вместо химической зависимости (наркотическая, алкогольная) на религиозную зависимость. Человек отдаляясь от общества, в рамках секты чувствует признание, самодостаточность, и получается, что они за эту зависимость подцепляют на крючок, и оставляют у себя.

Почему они проводили еще бизнестренинги всевозможные, они развивают также в человеке возможность трудиться, переводят это еще на трудовую зависимость, и он как бы у них, и за одно он будет работать, развиваться, глядишь, один из ста откроет свой крупный, качественный бизнес, он будет десятину выплачивать – очень удобно. Они как бы его обучили, и все, постоянно можно деньги оттуда качать, невероятно удобный бизнес.

Если говорить о родителях и родственниках зависимых людей, которые также попадают в секты, то созависимость это ведь та же самая зависимость. Если смотреть на саму личность, то разницы междузависимыми и созависимыми вообще нет – те же самые психологические защиты и т. д. Просто одни уходят в вещество, а другие от своих же проблем уходят в проблемы ребенка, отца и т.д.

Отрицание работает также как и у зависимых людей, они не хотят соприкасаться, углубляться и решать лично свои проблемы. К тому же созависимыеродители они очень недоверчивы, а тут, ребенок бросил употреблять, ему работу нашли, он хочет семью создавать. В секте могут так же и работу консультанта предоставить за небольшую сумму. Вот так, через ребенка они и воздействуют. И ребенок сам говорит: «У меня так все хорошо стало, благодаря Богу, пойдемте, да они правильно говорят, следуйте пути, которому учат вот в нашем храме, в нашей именно церкви.

Мое мнение, это такая задумка некоторых стран - наш социум разбивать изнутри. И если у экстремистов агрессия она прямая - взрывать и шантажировать, то у них вот это идет как то косвенно, это деструктивные культы. А как они там «ломают» человека уже внутри, это, наверное, для многих известные методы. Когда начинаешь отказываться от Бога, то,что происходит? Тебе не дают еды, бьют, унижают, если ты начинаешь, например, идти с ними молиться, то уже сразу к тебе подойдут и помогут, у человека опять начинает включаться эта полярность.

Поэтому, прежде чем выбирать, к примеру, реабилитационный центр, нужно проверить, что это за центр и кто стоит во главе организации, чтобы потом не пришлось лечить человека от религиозной зависимости.

 

С клиническим психологом «Службы Социальной помощи 911» беседовала Анжела Грушецкая.