Ольга Анатольевна БыковаКакие современные методы лечения наркомании и лечения алкоголизма успешно используются в рамках реабилитационного центра? Подобный вопрос очень часто задают родители, чьи дети находятся на реабилитации. Мы решили переадресовать этот вопрос Ольге Анатольевне Быковой – психологу «Службы социальной помощи 911», человеку, который работает с наркозависимыми людьми на протяжении 14 лет.

Ольга Анатольевна, расскажите об одном из методов, применяемых во время занятий с наркозависимыми людьми.

- Одним из психотерапевтических методов и методов психологической коррекции, успешно применяемых в рамках реабилитационного процесса, является арт терапия. Интересен этот метод тем, что он основан на творчестве. Зачастую мы используем изобразительное искусство.

Почему этот метод хорош для реабилитации и лечения наркозависимости?

- Когда ребята приходят на реабилитацию, у них проявляются разные защитные механизмы, например, в виде отрицания. Они очень остро реагируют на обычные просьбы - написать какое-либо задание: например, описать свое употребление или рассказать о своих чувствах. Такого опыта у ребят нет, и это вызывает определенные сложности.

Когда мы занимаемся арт терапией, ребятам предлагается просто нарисовать любой рисунок красками или фломастерами. Сначала это вызывает у них неловкость, страх оценки, но мы объясняем, что оценивать их ни кто не будет, главная наша цель – нарисовать рисунок, то есть что-то выразить на бумаге.

В процессе рисования ребята расслабляются, чувствуют себя более спокойно, свободно, у них нет ощущения, что их кто-то контролирует в этот момент, что от них что-то ожидают сверхъестественное. По итогу мы обговариваем рисунки – что получилось? Что означает выбор цвета, выбор формы? Все зависит от задания, которое им дается.

Ольга Анатольевна БыковаА какие конкретно техники Вы применяете в работе?

- Например, мы используем такое задание, оно называется «Преодоление препятствий». Я прошу ребят: «Нарисуйте, пожалуйста, дорогу. Это будет путь. Нарисуйте, пожалуйста, препятствия на этой дороге, такие, какие придут в голову. Обычно ребята рисуют камень на дороге, пожар или яму. Иногда рисуют полицейских, которые стоят на дороге и не пропускают, все зависит от личного жизненного опыта ребят. Потом дается задание поменяться рисунками и подрисовать способ преодоления препятствий. Ребята в этот момент задумываются, и их мышление направлено на созидание. Они думают о том, как они могут справиться с жизненными трудностями.

И они начинают работать, то есть подрисовывать, например, если там упавшее дерево, обычно подрисовывают пилу или подъемный кран, который может убрать дерево с дороги. Если это яма, то можно сделать мост из того же упавшего дерева. Здесь включается фантазия ребят, они видят возможности преодоления этих препятствий. Обычно такая работа доставляет удовольствие. Они раскрепощаются, становятся открытыми для обсуждения каких-то своих личных переживаний. После того, как рисунок закончен, мы начинаем обсуждать, какие методы были использованы.

Какие преграды зависимый человек видит в жизни. И этот опыт, который они получили через рисование, мы пытаемся спроецировать на их жизнь. А как это выглядит в жизни? А как ты можешь применить этот опыт в жизни?

То есть можно сказать, что зависимому человеку дается созидательный импульс на преодоление препятствий? Они начинают размышлять над способами преодоления препятствий в жизни?

- Совершенно верно, мы таким заданием, на первый взгляд очень простым и детским, направляем мышление человека на поиск решений в трудных ситуациях. И таких техник, связанных с преодолением, несколько. Например, «Прекрасное - ужасное».

Она исполняется с помощью красок. Предлагается нарисовать рисунок на свободную тему. Дается на это задание минут пять. Ребята рисуют все, что угодно: дом, цветок, машину, дерево. Затем всем участникам предлагается по кругу поменяться рисунками. И дается задание – вам сейчас нужно испортить этот рисунок. Как хотите – можете изменить цвет или что-либо подрисовать. В этот момент мы отслеживаем реакции ребят. Кто с каким настроением к этому подходит. У кого-то задание вызывает азарт, у кого-то стопор – как так я могу испортить чей-то рисунок? При дальнейшем обсуждении этот момент будет важным для них.

Подрисовав что-то, ребята опять меняются рисунками по кругу в том же направлении. Теперь нужно будет улучшить рисунок. Они задумываются: «Как я могу улучшить рисунок, тем более до меня он был испорчен?». И так рисунок попадает по кругу к каждому участнику и возвращается к хозяину. И конечно, когда рисунок возвращается, он совсем не похож на тот, каким он был изначально. И здесь стоит самая главная задача данной работы – не вернуть рисунок к первоначальному виду, а сделать его хорошим для себя, даже если это будет что-то совсем другое.

Ольга Анатольевна БыковаГлавное здесь – добиться успеха. И здесь дается больше времени. Ведь многие говорят: « Что же здесь можно уже исправить?» У многих из них появляется апатия, руки опускаются. И важно в этот момент дать поддержку, то есть сказать: « Обратись за помощью, может тебе что-нибудь подскажут - что можно сделать!» То есть приобретается навык просить помощи. И главная задача этого задания - «Ни смотря на то, что у меня опустились руки, я могу просить о помощи и хотя бы начать что-то делать». И дальше подключается внутренний ресурс, включается фантазия и желание все-таки что-нибудь исправить. В итоге рисунок получается довольно-таки хорошим и прекрасным.

Что именно дают обсуждения во время занятий?

- Пока ребята рисуют, мы обсуждаем: «Каково вам было портить рисунок, каково вам было делать его лучше? Что для вас было тяжелее, что было легче. Почему? За счет чего вы изменяли рисунок? За счет цвета или формы?

Если ребята применяли цвета, то проецируя их методы на жизнь, можно сказать, что ребята используют и применяют в жизни эмоции. То есть, им достаточно изменить свои эмоции на более положительные, и тогда они смогут сделать свой мир лучше. Либо наоборот - меняя свои эмоции на худшие, они делают свой мир хуже. Мы смотрим и обсуждаем, как этот опыт можно перенести на жизнь, что именно это означает в их жизни. Но главное, это обретение опыта улучшения жизни, даже тогда, когда кажется, что изменить уже ничего не возможно. И это очень ценный опыт.

Если же ребята меняют рисунок формой, то это значит, что они меняют обстоятельства с помощью действий, чтобы был видимый результат.

Во время занятий мы также обсуждаем, как Вам было тогда, когда в вашем мире кто-то что-то наделал. Ведь в состоянии употребления жизнь зависимого человека становится неуправляемой, и ребята не могут отследить, кто и как в их жизни что-то контролирует. Им-то кажется, что во время употребления наркотиков или алкоголя они сами все держат под контролем, но это очень большая иллюзия и заблуждение.

Так же мы можем поработать во время рисования с чувствами – с их проявлением и осознанием, мы можем поработать с осознанием своей болезни. То есть ребятам предлагается нарисовать свою зависимость, свою болезнь. И потом мы разговариваем на эту тему – что значит этот рисунок для них самих. Ребята получают через арт терапию бесценный опыт, как работать со своими эмоциями. Так они рисуют свои переживания, негативные чувства и с помощью цвета меняют их на позитивные.

 

С психологом «Службы социальной помощи 911» Быковой Ольгой Анатольевной беседовала специалист по связям с общественностью Фонда реабилитации зависимых людей «Возрождение» Анжела Грушецкая.

По материалам фонда "Возрождение" fond911.ru