И они начинают работать, то есть подрисовывать, например, если там упавшее дерево, обычно подрисовывают пилу или подъемный кран, который может убрать дерево с дороги. Если это яма, то можно сделать мост из того же упавшего дерева. Здесь включается фантазия ребят, они видят возможности преодоления этих препятствий. Обычно такая работа доставляет удовольствие. Они раскрепощаются, становятся открытыми для обсуждения каких-то своих личных переживаний. После того, как рисунок закончен, мы начинаем обсуждать, какие методы были использованы.

Какие преграды зависимый человек видит в жизни. И этот опыт, который они получили через рисование, мы пытаемся спроецировать на их жизнь. А как это выглядит в жизни? А как ты можешь применить этот опыт в жизни?

То есть можно сказать, что зависимому человеку дается созидательный импульс на преодоление препятствий? Они начинают размышлять над способами преодоления препятствий в жизни?

- Совершенно верно, мы таким заданием, на первый взгляд очень простым и детским, направляем мышление человека на поиск решений в трудных ситуациях. И таких техник, связанных с преодолением, несколько. Например, «Прекрасное - ужасное».

Она исполняется с помощью красок. Предлагается нарисовать рисунок на свободную тему. Дается на это задание минут пять. Ребята рисуют все, что угодно: дом, цветок, машину, дерево. Затем всем участникам предлагается по кругу поменяться рисунками. И дается задание – вам сейчас нужно испортить этот рисунок. Как хотите – можете изменить цвет или что-либо подрисовать. В этот момент мы отслеживаем реакции ребят. Кто с каким настроением к этому подходит. У кого-то задание вызывает азарт, у кого-то стопор – как так я могу испортить чей-то рисунок? При дальнейшем обсуждении этот момент будет важным для них.

Подрисовав что-то, ребята опять меняются рисунками по кругу в том же направлении. Теперь нужно будет улучшить рисунок. Они задумываются: «Как я могу улучшить рисунок, тем более до меня он был испорчен?». И так рисунок попадает по кругу к каждому участнику и возвращается к хозяину. И конечно, когда рисунок возвращается, он совсем не похож на тот, каким он был изначально. И здесь стоит самая главная задача данной работы – не вернуть рисунок к первоначальному виду, а сделать его хорошим для себя, даже если это будет что-то совсем другое.

Ольга Анатольевна БыковаГлавное здесь – добиться успеха. И здесь дается больше времени. Ведь многие говорят: « Что же здесь можно уже исправить?» У многих из них появляется апатия, руки опускаются. И важно в этот момент дать поддержку, то есть сказать: « Обратись за помощью, может тебе что-нибудь подскажут - что можно сделать!» То есть приобретается навык просить помощи. И главная задача этого задания - «Ни смотря на то, что у меня опустились руки, я могу просить о помощи и хотя бы начать что-то делать». И дальше подключается внутренний ресурс, включается фантазия и желание все-таки что-нибудь исправить. В итоге рисунок получается довольно-таки хорошим и прекрасным.