1. В каждом происшествии кто-нибудь виноват.

То есть все, что случается плохое, должно иметь свое объяснение и за этим должен кто-то стоять, обязательно кто-то, кого нужно наказать, обвинить и с кого нужно спросить, при чем, иной раз это происходит на бытовом уровне. Например, кто-то забыл выключить свет в туалете или в ванной комнате. И начинается целое разбирательство. «Кто последний ходил? Ага, ты последний ходил, да сколько можно?!» То есть, из-за какого-то бытового пустяка вырастает целый скандал. На ровном месте, с взаимными обвинениями. Ситуация, когда виновного определить сложно, вызывает дисбаланс, каждый член семьи начинает чувствовать себя виноватым, боятся, что «меня сейчас могут обвинить». В любом каком-то незначительном происшествии.

  1. Фокус на сохранение личного контроля.

То есть в семье есть запрет на выражение (условно) негативных чувств - на выражение злости, на выражение недовольства, обиды. Как только человек начинает выражать свое недовольство посредством повышения голоса или какого-то поведения, он за это скорее всего будет наказан. Ребенку скорей всего скажут: «Да как ты смеешь? Не смей кричать, ты не прав!». То есть ни в коем случае в семье нельзя показывать своего недовольства, своей обиды, своей злости, это не принято. И человек впоследствии, когда вырастает, чувствует себя виноватым, даже когда у него возникают такие чувства как обида, злость, недовольство.

  1. Наказание за то, что думаешь о проступке.

Примерно это звучит так: «Я знаю точно, о чем ты думаешь, и прекрати так думать немедленно!» То есть ребенок еще даже не успел ничего сделать плохого, но родители почему-то предполагают, что ребенок задумал что-то плохое, и начинают просто его наказывать за то, что у него, к примеру, «хитренькие глазки» и родителям кажется, что он что-то замышляет. Ему говорят: «Прекрати, сейчас там нашкодишь». Ребенку, конечно, сложно разобраться, как думать можно, как думать нельзя, и формируется патологическое чувство вины «А вдруг я сейчас сделаю что-то неправильно, а вдруг я сейчас думаю как-то неправильно. То есть, в этот момент формируется патологическое чувство вины, которое никак человека не может возвратить к правильному поведению, потому что в принципе у ребенка не сформировано - что правильно, а что не правильно.

  1. Многие родители думают, что их наказание всегда обосновано, просто по факту того, что они родители.